На сайте журнала Observer психолог Бенджамин Харди опубликовал статью о том, почему троечникам живется после окончания учебы лучше, чем отличникам и хорошистам. В конце XVIII века система среднего образования была устроена таким образом, чтобы воспитывать учеников в традициях беспрекословного послушания. Связано это с тем, что на фоне развития индустриального века большие корпорации нуждались в безропотных фабричных рабочих, которые не станут лишний раз задаваться вопросами по какому бы то ни было поводу.
Это и повлекло за собой создание единой стандартизированной системы образования и проверки знаний в виде тестов и экзаменов. Академическая система превратилась в фабрику стандартизации студентов, «изготовленных» в соответствии с желаемым шаблоном. Если студент не выдерживает экзамен, у него есть возможность пройти по этому же пути еще раз, но только через год.
И, невзирая на то что с тех лохматых пор наш мир существенно изменился, структура образовательной системы все еще не пересмотрена.
«Интернет изменил мир. Если вы хотите научиться чему-то, вам больше не нужна энциклопедия», – пишет Харди. Тут хочется его перебить и добавить: вам необязательно платить бешеные деньги за сомнительные мастер-классы или за обучение в надежном вузе. Тонны информации на любой вкус, обучающих видео и статей теперь доступны круглосуточно – даже из дома выходить не надо. Было бы желание учиться. И, что самое замечательное, способы познания в Интернете не стандартизированы – вы можете найти и освоить любой материал наиболее эффективным для вас и быстрым способом.
По чьим-то анонимным подсчетам, к 2020 году более одного миллиарда людей будут работать из дома.
Что касается трудоустройства, то в будущем все больше людей будут работать на несколько компаний в качестве специалистов и консультантов, а не служить универсальным солдатом во благо одной конторы. По мнению Харди, новая экономика поддерживает и стимулирует такое положение дел.
Харди предлагает рассмотреть 10 причин, которые помогут разобраться в том, почему же именно троечники в большинстве своем лучше своих прилежных одноклассников и сокурсников. Троечников (C students – в американской образовательной системе отметки ставятся по первым пяти буквам алфавита, где A считается за пятерку, а E, соответственно, равнозначна единице) Харди с ходу расшифровывает как Creative students, то есть личностей сугубо творческих. И ориентируется не на их успеваемость, а на их подход к учебному процессу.
Они не лыком шиты и не купились на законы системы образования и ее фабричный подход. Они в состоянии оценить преимущества этой системы, но не поклоняются ей и видят множественные ее изъяны. А еще они понимают, что знания больше не заточены в стенах образовательных учреждений и процесс обучения может строиться по-разному.
Троечники не боятся бросать вызов существующему порядку вещей. И даже если это сулит им некоторые неудобства, гораздо больший урон может принести движение по течению в очевидно неправильном направлении.
Они думают за себя и не блуждают за забором ограничений и догматов, не задаваясь вопросами о том, почему вообще эти ограничения существуют. Вместо того чтобы жить чужим умом, троечники выстраивают собственную систему координат и приоритетов.
Они не тратят свою энергию, пытаясь впечатлить своих преподавателей. Они уважают и любят своих учителей, но не боготворят их. И не расценивают учителей как стражей у ворот будущего успеха. Троечники понимают, что в современном мире результат их работы говорит сам за себя. В конце концов, есть Интернет, в котором эти результаты могут быть доступны для обзора всем желающим.
Тут Харди утверждает: если человек одержим своими отметками, он, как правило, не особо задумывается о своем будущем. В то время как троечники чаще всего гораздо внимательнее подходят к стратегии распределения времени. Пока одноклассники бросают все свои усилия в гонке за успеваемостью, троечники преследуют свои мечты и не ждут окончания школы, чтобы начать жить.
Отличники и хорошисты ищут защищенности в хороших оценках. Тогда как троечники знают, что чувство уверенности достигается путем проб и ошибок. Они знают себя и не особенно на свой счет заблуждаются. И никакой внешний стандарт успеха не сравнится с их осознанностью и способностью принять свои возможности.
Пока отличник пытается все делать самостоятельно, троечник собирает вокруг себя армию способных людей, которые при случае смогут компенсировать его слабости. Он – как Генри Форд – не боится признать, что есть вещи, которых он не знает. Однажды Форда упрекнули в том, что он необразован. В ответ на последовательность оскорбительных вопросов он указал пальцем на оппонента и сказал:
«Давайте я вам напомню, что на моем рабочем столе есть целый ряд кнопок. Нажимая на самую правую кнопку, я могу призвать на помощь людей, которые могут ответить на любой вопрос, касающийся моего бизнеса, коему я и отдаю большую часть своих усилий. Не соблаговолите ли вы сказать мне, по какой причине я должен загромождать свой ум общими сведениями только лишь для того, чтобы иметь возможность ответить на ваши вопросы, когда вокруг меня сосредоточены люди, способные предоставить ответ на любой вопрос, который я задам?»
Троечники любят учиться. Просто они предпочитают сами выбирать направление своего обучения – они не хотят, чтобы им кто-то рассказывал, как надо думать. Они предпочитают исследовать и изучать то, к чему у них есть естественная предрасположенность. Они не пытаются преодолеть непреодолимое и мучительно взять знания задницей, вместо этого они отдаются своим пристрастиям.
«Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно», – говорил Рейд Хоффман. Дело, доведенное до конца, лучше бесконечного совершенствования. Троечники это понимают и спокойно живут с этим. Их действия направлены на результат. Они знают, что перфекционизм приводит к пустой трате времени. Они предпочитают рисковать и учиться на своих ошибках. Это причина, по которой большинство успешных предпринимателей не успевали в школе, а то и вовсе были исключены. Но неудача – тоже прекрасный учитель.
В своей книге «Совершенное тело за четыре часа» (The 4-Hour Body) писатель Тим Феррис учит нас тому, что он называет «минимальной эффективной дозой», или просто МЭД, – самая маленькая доза, способная привести к желаемому результату. Остальное – пустая трата времени, здоровья и т. п. Например, МЭД для кипения воды – 100 градусов по Цельсию при стандартном атмосферном давлении. Более высокие температуры не сделают воду более кипяченой. Если вам хватает 15 минут на солнце, чтобы запустить выработку меланина, эти 15 минут и есть ваша МЭД для получения загара. Больше 15 минут – это уже избыток, который приведет к сгоранию.
Троечники это все понимают. Их цель – обучение. Ценность энергии, затрачиваемой на то, чтобы добраться от пятерки с минусом до полноценной пятерки, несоизмеримо больше, чем ценность объема полученных в этом процессе знаний. Троечники никогда не тратят энергии больше, чем им нужно на то, чтобы постичь те или иные вещи. Они эффективны и рациональны.
Пока отличники внимательно слушают, затаив дыхание, что будет в грядущем тесте или экзамене, троечники пялятся в окно на облака и красивые пейзажи. Они уже получили свою МЭД от урока. Следовательно, они освобождают несколько часов каждый день на то, чтобы помечтать о лучшем мире. Они думают о больших свершениях, которые им предстоят в жизни, строят планы и решают свои насущные проблемы.
Мнение Бенджамина Харди может не совпадать с мнением редакции и не подкреплено статистическими исследованиями.